ИСПОВЕДЬ 1. ЧТО ТАКОЕ ТАЙНА ЛЮБВИ?
Когда мои дочери были маленькими, они очень любили делать «секретики». Выкапывалась ямка и в нее помещалось что-нибудь красивое: цветочки, камушки, фантики. Потом ямка закрывалась маленьким стеклышком и засыпалась землей, и только мои милые дочки знали о том, какая красота там скрывается. По секрету, на ушко об этом сообщалось и мне, и я приглашался, что бы разделить их тайную радость. Они тихонько разгребали землю, и я восхищался всегда новой красотой «секретика».
У многих жизнь с годами становится скучной и серой, они не знают о дивных секретах и великих тайнах, сокрытых под покровом повседневности.
Мы все любим тайны, любим разгадывать загадки, раскрывать секреты. Кое о чем лучше бы и не знать, но есть тайны, не поняв которых, не найдешь счастья.
Узнать Тайну Любви — главную, великую Тайну — вот цель человеческой жизни!
К сожалению, некоторым в детстве не была открыта даже тайна любви матери или отца. Как часто подростками мы тосковали, не имея лучшего друга или подруги! Как мучились в юности от несчастной, неразделенной любви! Сколько людей вдруг узнавали, что в их браке, оказывается нет любви! Сколько родителей страдают от того, что дети их не любят! Бедные, бедные мы люди! Имея внутри себя, вложенную при нашем создании способность любить и быть любимыми, мы не знаем об этом и не можем реализовать то, что является сущностью человеческой природы.
Я все время слышу о неумении любить. Мне все время жалуются на одиночество.
Все время признаются в том, что обижают других, грубят, раздражаются, осуждают, терпеть не могут самых близких людей: родителей, детей, мужа, жену. Плачут иногда, стараются исправиться — но сделать ничего с собой не могут – поскольку не знают Тайны Любви!
Об этой Тайне я и хочу, мои дорогие читатели, поговорить с вами. Я сам ее не знаю вполне, но я знаю, где и от Кого можно ее узнать.
Есть разные степени познания этой Тайны. Наверное, многие из вас находятся на высших ее ступенях, но я хотел бы рассказать о ней тем, кто еще не взошел на первую ступень.
Как я знаю, многие из вас никогда не исповедовались, или исповедовались давно, неглубоко и формально, а ведь покаяние — это первая ступень лестницы, ведущей в Царство Любви. И эту ступень, если ты хочешь научиться любви, нельзя перепрыгнуть. Нельзя воспринять чистейший дар любви, не омыв себя от греховной грязи. Нельзя найти в себе способность любить, не отказавшись от самолюбия. Нельзя никого полюбить, не возненавидев свои грехи. Таинство Покаяния, исповедь — возвращение к Богу, Который есть Любовь.
Я постараюсь понемногу рассказывать вам о том, что такое исповедь.
В следующий раз расскажу о том, как не бояться исповедоваться.
ИСПОВЕДЬ 2. КАК НЕ БОЯТЬСЯ ИСПОВЕДОВАТЬСЯ
Не знаю, замечали ли вы такую закономерность. Совершишь грех – и гадко становится на душе! Теряешь свободу, сгущается тьма, места себе не находишь… Потерпишь немного, подождешь, – грех забывается. Становится светлее, снова чувствуешь себя свободным! Кажется: зачем каяться, зачем идти на исповедь?! Это все священники придумали! Забыть и не беспокоиться! ПОСЛЕ КАЖДОГО СОВЕРШЕННОГО ГРЕХА МЕНЯЕТСЯ СОЗНАНИЕ. ЭТИ ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ СТАНОВЯТСЯ НЕОБРАТИМЫМИ, если грех не очищается покаянием и стремлением к исправлению жизни. Ты привыкаешь ко греху, как принюхиваются к дурному запаху, и уже его не замечаешь. После каждого нераскаянного греха ты все больше погружаешься во тьму, все больше теряешь свободу, но перестаешь это замечать.
Если вы никогда не исповедовались или исповедовались давно, не откладывайте исповедь, даже если вы совершили тяжелые грехи и не знаете, как избавиться от них.
Не бойтесь говорить о самых тяжелых и постыдных грехах. Священник не будет относиться к вам хуже, если узнает ваши страшные тайны. Тех людей, которые покаялись в тяжелых грехах, я даже люблю больше, чем тех, кому яко бы не в чем каяться. Этому есть простое объяснение: если человек по-настоящему кается в грехах, он совершает подвиг исправления своей жизни. И у меня возникает к нему чувство сострадания и любви.
Священник не осудит вас и никому не расскажет о том, что вы говорили ему на исповеди. Если он это сделает, то перестанет быть священником, лишится благодати священства и будет извержен из сана. Священник сам грешный, и он понимает, как вам трудно бороться с грехом, особенно если до этой исповеди вы жили, не зная Бога. Батюшка посочувствует вам, поможет советом. Лучше, наверное, побороть стыд и сказать о всех своих грехах на исповеди одному священнику, чем ожидать Страшного Суда, на котором сокрытые грехи будут открыты перед всеми.
Я, честно говоря, все равно всегда немого боюсь идти на исповедь, хотя исповедуюсь уже почти 40 лет. Что-то все время мешает. Наверное, это не «что-то», а «кто-то», тот лукавый и скверный дух, который понимает, что после исповеди он потеряет власть над нашей душой.
ИСПОВЕДЬ 3: ПОЧЕМУ ДЛЯ ПРОЩЕНИЯ ГРЕХОВ НУЖЕН СВЯЩЕННИК?
Недостаточно, прочитав книгу, покаяться перед Богом только в молитве. Некоторые люди мне говорят: «Зачем исповедоваться? Я и так каждый день вспоминаю грехи, прошу прощения у Бога». Тогда я задаю им такой вопрос: «Как вы узнаете, что ваши грехи прощены? Ведь чувства могут нас обманывать. Например, когда мы сидим в неподвижном поезде, нам иногда кажется, что он трогается, на самом же деле едет состав, который мы видим за окном. Впечатления в этой жизни обманчивы». Так и здесь. На земле есть люди, которым Богом дана власть прощать грехи, лечить и исцелять человеческие души. Это — священники. Когда человек приходит на исповедь с верой в Бога, то через батюшку, каким бы он ни был, действует Сам Христос. Не священник отпускает грехи, прощает грехи Бог. Священник является посредником между вами и Христом. И без такого посредника, который скажет: «Бог простил тебя» и засвидетельствует это и в день исповеди, и на Страшном Суде, невозможно получить прощения грехов. Невозможно точно об этом знать. Если человек живет где-то в пустыне, и рядом нет священника, Бог может простить ему всё и без ИСПОВЕДИ. Но если рядом есть храм, если есть специальный, поставленный для этого Богом человек, а вы им пренебрегаете, – как вы можете получить прощение грехов?
ИСПОВЕДЬ 4: КАК НАЙТИ «СВОЕГО» СВЯЩЕННИКА ДЛЯ ИСПОВЕДИ?
Чтобы договориться о встрече со священником, лучше не обращаться к людям, которые работают в храме, они не всегда смогут вам помочь. Обычно они оберегают батюшку, зная, что у него много дел. Поэтому лучше всего сразу подойти к священнику и поговорить с ним лично. Но прежде чем это сделать, посмотрите, как он общается с другими людьми. Если вы поймете, что батюшка добрый, увидите, как он ласково с кем-то беседует, кому-то улыбается, – можно смело к нему подходить. Для первой исповеди очень важно найти доброго священника. Быть может, потом вы выберете себе в духовники сурового старца, который будет строго вас воспитывать, и это будет полезно, но для первой встречи, для первой исповеди нужен священник, который как привратник стоит у дверей и всех пропускает в храм беспрепятственно.
Если вы живете в большом городе, где много храмов, лучше постараться выбрать священника, близкого вам по духу. Человеку образованному больше подошел бы священник интеллигентный, простому – попроще, а кому-то, может быть, хочется, чтобы у батюшки было чувство юмора … Но хорошо бы выбрать священника в возрасте – опытного, который уже слышал много самых разных исповедей. Его вы вряд ли чем-либо удивите, и он спокойно отнесется ко всему, что вы скажете. Добрый и опытный священник – вот кто вам нужен! О том, чтобы найти такого, нужно обязательно помолиться Богу.
ИСПОВЕДЬ 5: КАК НАЧАТЬ РАЗГОВОР СО СВЯЩЕННИКОМ?
Обратитесь к священнику так: «Батюшка, я никогда не исповедовался», или «Я исповедовался очень давно», или «Мне нужно серьезно поговорить об исповеди, я многого не понимаю. Не могли бы Вы уделить мне время, скажите, когда можно подойти? Я отпрошусь с работы, приду, если нужно, поздно вечером или в воскресный день. Уделите мне, пожалуйста, полчаса вашего времени. И мне бы не хотелось, чтобы нас слышали другие люди». Как батюшка скажет, так и нужно будет поступить. Если священник ответит, что он очень занят и не сможет найти для вас время, нужно искать другого.
ИСПОВЕДЬ 6: ИСПОВЕДЬ ИЛИ БЕСЕДА?
«Се, Христос, невидимо стоит, приемля исповедание твое…»
Нужно обязательно знать и помнить, что во время Таинства Исповеди перед вами невидимо предстоит Христос, в знак чего на аналое (высоком столике с покатой крышкой, у которого вы исповедуетесь) лежат крест и Евангелие. Вы каетесь в своих грехах прежде всего Ему, а не священнику, который является свидетелем вашей исповеди. Если вы не верите в то, что перед вами Христос – тогда лучше не исповедоваться. В таком случае лучше просто поговорить со священником, попросите батюшку именно о беседе.
Во время беседы ничего не бойтесь, говорите смело всё как есть. Не бойтесь оскорбить батюшку своим неверием, не бойтесь открыть ему мысли, которые кажутся вам нехорошими, но убедительными и мучают вас. Нужно быть искренним и честным. Если вы чего-то не понимаете, так и скажите: «Я не понимаю, почему мне нельзя жить с женщиной, которую я люблю, не заключая брака?», или «Почему нужно рожать каждого ребенка, почему нельзя предохраняться?», или «Почему нужно поститься?», или «Почему Бог, если Он есть, допускает столько страданий?», или «Как могут спастись люди, которые не знают о Христе?». Именно так, прямо и не смущаясь, задавайте батюшке все вопросы, какие у вас есть. Просите его объяснить вам, почему те или иные действия считаются в Церкви грехом. Можно даже задать вопросы, касающиеся самого священника (если он будет готов вам на них ответить): «Как Вы стали верующим? Почему Вы убеждены, что Бог есть? Как Вы поститесь? Не трудно ли это? Как Вы читаете молитвы?» Обязательно расскажите батюшке о себе, о своем пути, о том, как вы верите в Бога, как вы Ему молитесь. Нужно откровенно, честно поговорить.
Возможно, священник вас не поймет. Тогда нужно искать другого. Священники хоть и одеты одинаково и похожи друг на друга внешне, в действительности все очень разные, как врачи разных специальностей, у каждого свои таланты, особенности и дарования. И надо найти своего батюшку, такого, которому вы сможете доверить себя, свою жизнь, своих близких, свои сокровенные тайны, планы… Кого вы будете слушаться так, как если бы вы слышали голос Божий.
ИСПОВЕДЬ 7: ЧТО ПОЛЕЗНО ПОЧИТАТЬ?
Готовясь к исповеди, можно почитать определенные книги, но брошюрами с различными списками грехов лучше не увлекаться, так как иногда в них появляются грехи, о которых нам с вами лучше не знать совсем. Порой в этих списках встречаются и явные глупости, например, «убивала комаров во время молитвы»… Или «ходила в парикмахерскую»… Не является грехом чревоугодия вкушение человеком пищи, когда он голоден, ест и благодарит за это Бога; не является грехом супружеская любовь, не нужно в этом каяться, не являются грехом дружеские шутки во время разговора, какие-то наши естественные потребности, в них также каяться не нужно… Здесь надо быть осторожными и не оцеживать комаров, а отслеживать тех верблюдов, которых мы постоянно проглатываем, постоянно пускаем в свою душу, бороться со страшными грехами гордости, тщеславия, уныния, плотской нечистоты и прочими тяжелыми грехами, которые, может быть, не всегда выливаются в определенные поступки, но, тем не менее, все-таки проникают в нашу душу.
Я бы посоветовал вам почитать замечательную книгу архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди», где он объясняет, что означают для современного человека ветхозаветные заповеди (те, которые все вы знаете: не убей, не укради и т. д.), и как понимать заповеди, данные нам Христом для блаженства.
Я думаю, у многих из вас откроются глаза, и вы поймете, что ваша жизнь на самом деле преисполнена тяжелых грехов. Но знание об этом – не повод унывать, оно не должно пригнуть вас своей тяжестью к земле. Знание о своей глубокой испорченности должно обратить вас к Богу, привлечь ко Христу. Мы узнаём о грехах не только для того, чтобы скорбеть и плакать (это, конечно, очень нужно) но и для того, чтобы, узнав о своей греховной болезни, прийти к Врачу – Христу и получить исцеление. Господь может избавить вас от власти дьявола, освободить от того, что мучает вас и лежит невидимым, но тяжелым покровом на вашей душе.
ИСПОВЕДЬ 8: КАК НИЧЕГО НЕ УПУСТИТЬ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ИСПОВЕДИ?
Предположим, вы наконец-то решились покаяться в грехах на исповеди. Перед этим нужно вспомнить всю свою жизнь и составить список грехов, чтобы ничего из них не упустить и не забыть. Такой список может быть подробным или представлять собой краткий план, а может даже стенографическую запись. Перед исповедью не нужно поститься, но хорошо бы прочитать Евангелие, хотя бы одно из четырех, и сравнить свою жизнь с тем, что в нем написано. На исповеди следует говорить не только о том, в чем вас обличает ваша совесть, но и о том, что считает грехом Церковь, –– об этом можно почитать специальные книги или брошюры. Можно попросить батюшку, к которому вы пришли на исповедь, напомнить вам, какие бывают грехи. Если вам непонятно почему тот или другой поступок считается грехом, обязательно спросите об этом священника.
ИСПОВЕДЬ 9: КОГДА ЛУЧШЕ ПРИХОДИТЬ НА ИСПОВЕДЬ?
На первую исповедь лучше всего прийти, предварительно договорившись со священником. Тогда батюшка сможет уделить вам достаточно времени и внимания, не будет никуда не торопиться и сможет, в случае необходимости, еще и поговорить с вами, ответить на какие-то ваши недоумения и вопросы. Такая договоренность, конечно же, необязательна, в храм можно прийти в любой день. При этом лучше заранее узнать день и время совершения исповеди в расписании или у работников храма. В одних храмах служат и исповедуют практически каждый день, а в других – лишь в выходные дни и по праздникам. Исповедь обычно происходит во время вечернего богослужения или сразу после него; совершается она иногда и утром во время Литургии (в разных храмах по-разному). Последнее, на мой взгляд, не совсем правильно, а для первой исповеди Литургия и вовсе неподходящее время, так как священник в первую очередь исповедует на ней готовящихся к Таинству Причащения и, как правило, не имеет возможности выслушивать подробные исповеди.
ИСПОВЕДЬ 10: КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ЗАМЕЧАНИЯ ПРИХОЖАН?
В храме Таинство Покаяния обычно совершается в каком-либо из боковых приделов. Священник, принимая чью-то исповедь, стоит сбоку от аналоя, а чуть поодаль от него дожидаются своей очереди другие желающие исповедаться. Придя в храм, не бойтесь показаться ничего не знающими и не умеющими, ведь это ваши первые шаги к Богу. Если вам скажут, что вы сделали что-то не то, – не смущайтесь, а примите его к сведению, предварительно переспросив священника о правильности этого замечания. Если же вам сделают замечание в грубой форме – также постарайтесь не смущаться и найти в себе мужество не сворачивать с избранного пути, ведь вы пришли в храм к Богу, а не к людям, которые могли воцерковиться совсем недавно, и еще не укрепились в благочестии.
ИСПОВЕДЬ 11. ИСПОВЕДЬ ПЕРЕД БОГОМ
Перед тем, как вы начнете называть свои грехи на исповеди, священник прочитает молитвы. И по-славянски скажет слова, которые на русский язык ее можно перевести так: «Здесь, чадо, Христос невидимо стоит, принимая твою исповедь, не стыдись, не бойся и ничего не скрывай от меня. Не оправдываясь и не смущаясь, скажи все, чем согрешил, чтобы принять прощение от Господа нашего Иисуса Христа. Здесь крест, Евангелие, икона Его перед нами, Он сам невидимо стоит, принимая твою исповедь, а я только свидетель, да свидетельствую перед Ним обо всем, что скажешь. Если что скроешь – двойной грех будешь иметь. Будь внимателен – здесь духовная больница для твоего исцеления». Во время исповеди священник обычно стоит сбоку от кающегося, в знак того, что человек исповедуется не ему, а Богу.
Вы стоите перед Богом и говорите Богу: «Господи, прости меня за то, что я сделал то-то и то-то. Прости меня за то, что я совершил такой-то грех». Каяться нужно в молитве, обращаясь к Богу. Священник стоит рядом и молится о вас. Но лучше в этот момент даже не смотреть на него, а обратить свой взор к Богу, Который предстоит пред вами в этом Таинстве.
ИСПОВЕДЬ 12. КАК БОГ ОТВЕЧАЕТ НА ИСПОВЕДИ
Исповедь – это не просто плач о содеянных грехах, это и твердое обещание исправиться. А как исправить свою жизнь? Об этом написано много книг. Но как даже самый хороший самоучитель игры на гитаре не заменит живого учителя, так и книги о духовной жизни не заменят вам совета духовного наставника. Когда вы закончите перечислять свои грехи, послушайте, что скажет батюшка. И помолитесь Богу, чтобы услышать именно то, что хочет ответить на вашу исповедь Сам Бог.
Священник – это водопроводный кран, из которого течет вода. Он не является источником воды. Благодать, которая через него проходит, от Бога. И весь секрет в том, что надо уметь правильно этот кран повернуть. Это означает, что к батюшке нужно отнестись с доверием. Иногда и священники ошибаются, но Господь силен вразумить их и исправить ошибку. Мне порой трудно ответить что-то исповедующемуся, а иногда я говорю вещи, которым сам удивляюсь. И это не моя заслуга. Это заслуга того человека, который отнесся ко мне с верой, доверился благодати, которая почивает на священнослужителе.
ИСПОВЕДЬ 13. ИСПОВЕДАЛСЯ – ЧТО ДАЛЬШЕ?
После того, как вы выслушаете слова священника в ответ на перечисленные вами грехи, вы можете встать на колени (лучше сделать именно так) или просто наклонить голову. Батюшка накроет вас епитрахилью (так называется часть облачения священника) и прочитает молитву. Иногда священники произносят краткую молитву, иногда более полную. Именно в этот момент Бог прощает вам ваши грехи. В это время нужно особенно усердно молиться – обещать исправиться и просить у Бога для этого сил. Затем нужно встать с колен и поцеловать лежащие перед вами на аналое Крест и Евангелие – этим вы дадите торжественное обещание, обет Богу не повторять тех грехов, в которых только что покаялись.
Нужно отнестись к этому очень ответственно, начать следить за собой, чтобы не нарушить своего обещания не грешить. Если это не получится, нужно будет снова и снова каяться, и делать это с еще более глубоким покаянным чувством, потому что грех, вновь совершенный, требует сугубого покаяния. Надо обязательно сказать священнику, что вы снова впали в какой-то грех и вновь просите прощения у Бога.
Это очень важно – исповедавшись, дать обещание Богу не повторять тех грехов, в которых вы покаялись, и попросить у Бога сил для исполнения этого обязательства. Это обещание сродни тем обетам, которые даются человеком, или его восприемниками, при совершении Таинства Крещения, и тем обетам, которые даются при пострижении в монашество. Это возобновление тех крещальных обетов, которые вы не смогли исполнить. Поэтому исповедь и называют вторым крещением. При пострижении в монашество на все вопросы дается такой ответ: «Ей (да), Богу содействующу». Так и после исповеди, целуя Крест и Евангелие, осознавая свою немощь, мы все свое упование возлагаем на Бога.
ИСПОВЕДЬ 14. РАДОСТЬ ПОКАЯНИЯ
Покаяние – это «второе крещение». В Покаянии возобновляется тот благодатный дар, который Бог дает нам при Крещении и Миропомазании. В Покаянии вы соединяетесь с Церковью, становитесь членом Церкви, той Церкви, в которой пребывают святые. Вы сами делаетесь святым, потому что святые – это не люди, совершенные от рождения, а покаявшиеся грешники. Вы можете стать одним из них. Когда вы ощутите радость покаяния, радость быть чистым, радость иметь добрую совесть, — если вы когда-нибудь сподобитесь этого величайшего дара, – я думаю, вы будете стараться чаще приходить на исповедь. Но дьявол станет этому мешать: то времени станет не хватать, то желание исповедаться исчезнет, то еще что-то помешает, – будут вдруг появляться разные дела, заботы, даже какие-то физические препятствия… Будете откладывать с разу на раз, потом соберетесь, порадуетесь, что пришли, наконец, в храм на исповедь, – а исповеди в этот день не будет. Такое тоже случается. Это всё дьявольские штучки, он изобретатель на всякого рода зло. Но нужно с молитвой к Богу обязательно стремиться к тому, чтобы ваша исповедь совершалась регулярно. Тогда, раз от раза, от каждой предыдущей исповеди к последующей, вы будете подниматься по духовной лестнице совершенства, восходить к Царству Небесному.
ИСПОВЕДЬ 15. КТО ТАКОЙ ДУХОВНИК, ДУХОВНЫЙ ОТЕЦ? ЛУЧШЕ ИСКАТЬ ДУХОВНИКА ИЗ МОНАХОВ ИЛИ ИЗ ЖЕНАТОГО ДУХОВЕНСТВА?
Духовником обычно называют священника, к которому регулярно ходят на исповедь (у кого исповедуются по преимуществу), с кем советуются в сложных жизненных вопросах. Слова духовника принимают как совет.
Духовник, требующий абсолютного подчинения себе, настаивающий на буквальном, строгом, неукоснительном исполнении своих советов и претендующий на роль старца, может сильно навредить. Как мне кажется, духовником нужно выбирать человека кроткого и смиренного.
Духовный отец – это духовник, который давно знает человека, приходящего к нему на исповедь, хорошо с ним знаком, засвидетельствовал свою любовь к нему внимательным отношением к человеку. Я обычно не делаю различия между духовником и духовным отцом. Мне кажется, это понятия в принципе одинаковые, но духовный отец –– это, возможно, тот духовник, который в большей степени заботится о своих духовных чадах, уделяет им больше времени, кого сами духовные чада называют духовным отцом.
А вот старец – это совершенно другая категория в духовном руководстве. Старец – это человек, которому открыта воля Божия, которого слушаются безусловно, полностью доверяют и слова которого исполняют беспрекословно.
Отношение к духовнику все-таки должно быть осторожным. В наше время есть случаи, когда священники уклоняются от того, чтобы быть духовниками, или по ложному смирению, или по нежеланию заниматься пастырским трудом. Бывает и другая крайность, когда человек возомнил о себе, что он хороший духовник, и ему нравится управлять духовной жизнью своих чад, – таких священников, конечно, нужно избегать. Духовник должен быть и добрым, и смиренным, но взыскательным и строгим.
Духовник может быть и из монахов, и из белого духовенства, всё зависит от человека, а не от того, к какому сословию он принадлежит. И в миру есть как очень хорошие священники, так и нерадивые, и в монастыре есть люди, которые дают совершенно неправильные советы, невыполнимые епитимьи и поклоны за уже исповеданные грехи, а есть замечательные старцы. Также бывает, что монашествующие, которые ушли в обитель в молодом возрасте, плохо знают семейную жизнь и иногда могут ошибиться в своих рекомендациях, не понимая все тонкости семейных проблем.
Исповедаться лучше только у своего духовника, но бывает такая крайность, когда человек отказывается, даже в случае нужды (болезнь, долгое отсутствие духовника) исповедоваться у другого священника.
Девушки, женщины чаще мужчин рискуют получить душевную привязанность к духовнику. Иногда это приводит к очень тяжелым последствиям. Здесь нужно отличать душевную привязанность от духовной связи с духовником. Как отличать душевную привязанность? Ее признаками являются: ревность, зависть к другим («им батюшка больше уделяет времени, а мне меньше»), желание одной ласковости со стороны духовника, обиды на его строгость. Нельзя допускать душевной привязанности к духовнику, этого нужно очень бояться. Если появляются какие-то проблемы в отношениях с духовником, можно подойти к духовнику вашего духовника и попытаться с ним эти вопросы решить.
ИСПОВЕДЬ 16. ИСПОВЕДЬ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕГУЛЯРНОЙ
Как постараться сделать так, чтобы каждая исповедь приближала нас к Царству Небесному? Особенно во время поста важно подготовиться к исповеди более серьезно, постараться глубоко проникнуть в тайники зла, которые коренятся в нашей душе, исследовать их и принести Богу покаяние. Мы должны помнить слова святых отцов, говорящих, что каждый грех или требует соразмерного покаяния, или же за каждым грехом последует соразмерная ему мука.
Если мы не хотим муки – то должны принести покаяние, соразмерное греху. Если мы совершили тяжелый грех, то должны каяться особенно глубоко, плакать о своем грехе, просить у духовника епитимью, делать земные поклоны, воздерживаться от совершения каких-либо действий, которые могли бы опять привести к совершению этого греха, быть очень осторожными. Если грех небольшой, надо покаяться и постараться его не повторять.
Нужно обязательно каяться и в малых грехах. Нельзя думать, что грехи прощаются Богом просто так, без покаяния. Грехи так прощаются до семилетнего возраста. Став взрослее, человек должен осознавать свои прегрешения и каяться в них.
Существуют разные крайности: кто-то может совсем не видеть своих грехов, а кто-то – подавать на исповеди исписанную ими тетрадь, что также не совсем правильно. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что человек, живущий в миру, не должен слишком глубоко анализировать свои поступки (это у него вряд ли получится), а должен каяться в тех грехах, которые видит. Во всем должна быть своя мера, которую нужно учиться познавать из опыта. Необходимо стремиться к тому, чтобы душа была спокойной и радостной, чтобы совесть не мучила, и надо уметь отличать радость чистую, исходящую от Бога, от радости прелестной, радости удовольствий, от тщеславных, ласкающих душу помыслов. Здесь нужен опыт. Вряд ли этому можно научиться, прочитав книгу, но по совету духовника, опытного духовника, можно научиться распознавать ложные радости и принимать только подлинные утешения от Бога.
ИСПОВЕДЬ 17. НА ЧТО ОБРАТИТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ИСПОВЕДИ?
Итак, нам нужно приготовиться к исповеди. Мы должны постараться вспомнить всё, что сделали за время, прошедшее с прошлой исповеди. В особых случаях (Рождественским постом, Великим постом, перед венчанием, перед принятием священного сана, перед какими-то серьезными событиями (например, перед сложной операцией)) уместно вспомнить грехи, совершенные в течение всей жизни. Необязательно говорить о них на ежемесячной исповеди, но если они продолжают мучить, если мы чувствуем, что не во всем покаялись, или покаялись формально, неглубоко, можно сказать и об этих грехах. Но, прежде всего, надо рассказать о грехах, которые были совершены нами со дня прошлой исповеди. Если вы не умеете хранить память о своих грехах, если у вас плохо получается о них помнить, тогда их можно записывать их каждый вечер перед тем, как лечь спать. Только эти записи лучше делать зашифрованными, чтобы какой-либо член вашей семьи, случайно найдя их, не понял, о чем вы в них пишете, или же нужно прятать их так хорошо, чтобы они не попались на глаза близкому родственнику, поскольку это может его соблазнить. Мужа может соблазнить исповедь его жены, жену – исповедь мужа, то, что мы говорим на исповеди, не должен знать никто, кроме нашего духовника и Бога, перед Которым мы с вами каемся.
ИСПОВЕДЬ 18. БОЖЬИ ЗАПОВЕДИ И ГРЕХОВНЫЕ СТРАСТИ: КАК ГОТОВИТЬСЯ К ИСПОВЕДИ
Вспоминая всё то, в чем обличала нас советь, нужно обратить особое внимание на те действия, слова, мысли, из-за которых мы лишились благодати Божией. Я думаю, что все вы, дорогие друзья, если не всегда, то хотя бы иногда, чувствуете в душе особое спокойствие после причастия Святых Христовых Таин. С этим спокойствием кто-то живет несколько часов, кто-то – всю неделю, а у кого-то оно теряется уже через пять минут. Нужно обратить внимание на то, почему это происходит, какие грехи нарушали наше внутреннее устроение и именно в них каяться особенно. Очень полезно перед тем, как исповедоваться, не только вспомнить всё то, что было нами совершено, но и еще раз проверить себя, вспоминая заповеди, как ветхозаветные, так и данные нам для блаженства Господом Нашим Иисусом Христом. Можно проверить себя по шкале восьми главных греховных страстей (гордость, тщеславие, сребролюбие, чревоугодие, блуд, гнев, печаль, уныние): как они проявляются в нашей жизни, насколько мы были подвержены этим страстям в дни после последней исповеди… Нужно внимательно следить за собой в течение всей нашей жизни. Но при подготовке к исповеди с особенным усердием надо вспомнить обо всем, что с нами произошло, обязательно помолиться Богу и попросить Его, чтобы Он открыл нам те грехи, которые мы, возможно, забыли или не заметили.
ИСПОВЕДЬ 19. О САМООПРАВДАНИИ
Нужно стараться глубже проникать в смысл своих поступков, в мотивы, которые нами руководят. Иногда то, что мы считаем добротой, на самом деле является расточительностью, то, что считаем бережливостью, оказывается скупостью и т.п. Порой и хороший поступок может быть вызван злым желанием, которое мы лукаво оправдываем. Мы говорим, к примеру, о каком-то человек: «Надо же положить конец злу, надо же сделать ему замечание!» Но на самом деле нам просто хочется разгневаться. Мы не желаем удерживать клокочущий внутри нас гнев, не боремся с ним, а себя оправдываем тем, что хотим укротить зло. Или, например, душа человека может быть наполнена блудными, нечистыми желаниями, а он себя оправдывает: «Надо же посмотреть, до чего сейчас мир докатился, чем таким плохим современная молодежь занимается…» На самом деле у него – похотливое желание насытиться блудной грязью. Довольно часто мы прикрываем свои злые желания какими-то благовидными предлогами и оправдываем свои нечистые помыслы добрыми целями. В этом тоже нужно обязательно разбираться, всячески разоблачать лукавство нашего греховного ума, видеть лицемерие своей души, пронизанной грехом.
ИСПОВЕДЬ 20. ВАЖНО ЛИ ТО, КАК НАС ОЦЕНИВАЮТ ДРУГИЕ?
Нужно прислушиваться к оценке наших действий другими людьми. Может быть, не стоит жене спрашивать у мужа, в чем ей нужно каяться на исповеди. Наверное, не всегда бывает права мама, когда говорит ребенку: «Иди, покайся в том-то и том-то». Не нужно просить помочь вам покаяться и своих друзей. Всё это может даже привести к размолвке с женой, к ссоре с друзьями, такой путь может быть опасен, но всё-таки нужно, особенно в самом начале нашей духовной жизни, прислушиваться к тому, что близкие говорят о нас, к тому, как они нас оценивают. Не всегда их оценки бывают правильными, но иногда человек со стороны лучше замечает наши грехи, чем мы сами. Вы, может быть, знаете такую особенность: когда мы слышим запись своего голоса, он иногда кажется нам неприятным, странным (мне, во всяком случае, кажется), чего не происходит, если я не слышу себя со стороны.
Мнение о нас других – не самое главное, но иногда стоит посмотреть на себя глазами других людей, поскольку мы порой не замечаем грубости в своих словах, жестокости в своих действиях, равнодушия к чужой боли в своих интонациях, а со стороны это видно и слышно. Но не нужно ориентироваться только на чужое мнение, иначе можно впасть в тщеславие или человекоугодие. Самое главное – помнить о том, что на нас смотрит Бог, самое главное – ходить перед Богом.
ИСПОВЕДЬ 21. ЛУЧШЕ ПРОИЗНОСИТЬ СВОИ ГРЕХИ ВСЛУХ ИЛИ ДАВАТЬ СВЯЩЕННИКУ ЛИСТОЧЕК С ЗАПИСАННЫМИ ГРЕХАМИ?
Иногда человек, готовясь к исповеди, записывает свои грехи на бумаге. Как принимающий исповедь я могу сказать, что мне порой легче прочитать листочек бумаги, чем выслушивать грехи. Когда на исповедь стоит большая очередь, я быстро пробегаю глазами всё, что написано на листочке, накрываю человека епитрахилью, читаю разрешительную молитву и готов исповедовать следующего. Но, когда я исповедуюсь сам, я понимаю, что полезнее самому вслух назвать свои грехи, хотя легче отдать листочек с написанными грехами. Признавать свои грехи труднее, если ты о них говоришь, а не даешь исписанный листочек и смотришь (можешь даже отвернуться и не видеть), как читает их тот, кто тебя исповедует.
Если вы боитесь забыть о чем-то сказать, можно составить некий конспект исповеди и руководствоваться им, но всё же не совсем правильно давать священнику листочек бумаги. Это можно сделать в виде исключения, если вы совершили какой-то очень тяжелый грех и боитесь сказать о нем. Лучше дать бумажку с записанным грехом, чем совсем о нем не говорить. Есть очень застенчивые люди, которые не могут исповедоваться без записки, и такую исповедь духовник, конечно же, примет.
ИСПОВЕДЬ 22. КАК ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ СВОИ ГРЕХИ НА ИСПОВЕДИ?
На исповеди нужно каяться, перечисляя свои грехи. Иногда, приходя на исповедь, начинают рассказывать примерно следующее: «Я пришла вчера домой, меня встретил муж, который, как всегда, был выпивши, я сделала ему замечание, и он стал на меня кричать, я рассердилась и ударила его по лицу. Я, конечно, неправильно поступила. Но что мне оставалось делать?..» Это не исповедь.
Исповедь должна сопровождаться покаянием, а не рассказом о вашей жизни с попыткой оправдать свои грехи. Хотя есть люди, которые по своей простоте не умеют иначе каяться и, конечно же, духовник примет их исповедь и в такой форме. Но все-таки правильнее будет сказать так: «Я злая, я очень раздражительная, я на своего мужа, когда он неправильно себя повел, разозлилась, ударила его по лицу. Я об этом очень сожалею, каюсь. Я попросила у него прощения и обещаю Богу, что больше никогда не буду так поступать». Вот как будет звучать, как мне кажется, правильная исповедь.
Часто люди много пишут в своих записках, слишком подробно о чем-то рассказывают, что не совсем правильно. Есть и другая неверная крайность, когда человек просто перечисляет свои грехи отдельными словами: «Согрешила тщеславием, унынием, раздражением…» «Нарушала пост, плохие были у меня мысли», дети говорят «плохо себя вел…» Что значит «тщеславием»? Что значит «раздражением»? Что значит «плохие мысли»? Что значит «плохо себя вел»? Надо говорить не общими словами о страсти, которая действует в вас, она действует во всех, а о том, как эта страсть в вас проявляется. К примеру, правильней будет сказать не «я раздражалась на свою дочь», а «я свою дочь унизила, обозвала ее нехорошими словами, ударила…» Или, например, гордыня… В чем она проявляется, ваша гордыня? Вы унижаете других людей, смотрите на всех свысока, вы кому-то нагрубили, желая его унизить? То есть, исповедь не должна быть подробным рассказом всех обстоятельств какого-то дела, а должна быть покаянием в конкретных грехах, но, с другой стороны, эти грехи не должны обозначаться одним словом.
У некоторых современных людей есть стремление найти точные названия всем своим грехам, а кто-то болезненно ищет узнать, какие еще есть грехи из тех, о которых он не знает. Некоторые, например, спрашивают, что такое «мшелоимство»? А что такое «скверноприбытчество»? А что такое…? Мне кажется, это неправильно, грехи нужно называть теми словами, которые существуют в современном русском языке. Когда мы молимся, читаем утреннее и вечернее правило, то используем слова святых отцов, заимствуем их образы, и это правильно, так как мы учимся языку святых, учимся правильным отношениям с Богом, но когда мы каемся, надо, как мне кажется, каяться все-таки своими словами. Нужно сказать, к примеру, что не корыстолюбием вы согрешили, а, скажем, заискивали перед кем-то с целью получения денег, или делали добро, желая, чтобы вам на него ответили тем же… Мы знаем, что есть восемь страстей, что есть заповеди, –– во всей нашей подверженности к этим страстям, во всех нарушениях этих заповедей и нужно каяться.
В разных грехах нужно каяться по-разному. Есть такой род грехов, нечистых, скверных, в которых не нужно каяться подробно, но при этом надо дать понять священнику, что с вами произошло, потому что часто об этих грехах говорят только общими словами, скрывая за ними страшное искажение отношений между мужчиной и женщиной. Нельзя просто сказать: «У меня есть блудная страсть». Нужно все-таки пояснить, в чем она проявляется. Не нужно вспоминать подробности этих скверных грехов, но необходимо сказать так, чтобы священник понял степень этого греха. Покаявшись, наоборот, нужно помнить, что во мне есть эта злая страсть, избегать ситуаций, когда она может проявиться, но гнать от себя воспоминания о совершенных грехах. А вот о грехах гордости безумной, тщеславия, воровства, унижения других людей нужно обязательно помнить и даже приводить их себе на память, особенно когда у нас появляются тщеславные помыслы.
ИСПОВЕДЬ 23. О КРАТКОЙ И ПОДРОБНОЙ ИСПОВЕДИ
По-разному приходится нам с вами исповедоваться. Постом можно и нужно поисповедоваться поподробнее. Еще раз всё вспомнить и оплакать все свои грехи необходимо перед смертью, если будет такая возможность.
Если вы не были на исповеди давно, надо попросить священника, чтобы он уделил вам побольше времени для отдельной исповеди. Но если вы исповедовались неделю-две тому назад, достаточно будет поисповедоваться кратко.
Нужно уметь исповедоваться и кратко, и подробно, и каждый раз быть готовым и к той, и к другой форме исповеди. Так я себе представляю «совершенного» кающегося грешника, умеющего исповедоваться по-разному в зависимости от обстоятельств. Иногда можно и нужно говорить подробно, а порой необходимо сказать свои грехи кратко. В каких-то случаях просто подходят под разрешительную молитву. Например, нет возможности исповедовать всех несколько раз подряд на Страстной седмице, когда мы причащаемся и в Великий Четверг, и в Великую субботу, и на Пасху. В эти дни иногда по благословению священника причащаются вообще без исповеди. Тут дело духовника, как решить, надо слушаться его в этом вопросе и, если особых грехов не было, можно подойти под разрешительную молитву.
Если вы совершили тяжелый грех: например, украли (не буду говорить о каких-то скверных грехах), или долго не курили и вдруг закурили, надо обязательно об этом сказать, нельзя просто подойти и наклонить голову под епитрахиль. Все-таки нужно различать грехи, которые нарушили ваше внутреннее устроение, от той обычной грязи, которая ложится на душу в нашей повседневной жизни.
ИСПОВЕДЬ 24. КАК ПОЛУЧИТЬ СОВЕТ СВЯЩЕННИКА?
Итак, предположим, вы подготовились к исповеди, покаялись, священник читает над вами разрешительную молитву и… ничего не говорит. Вы вправе, дорогие друзья, спросить у него: «Батюшка! А с каким грехом мне нужно особенно бороться? Батюшка! Что посоветуете, чтобы я не повторяла этого греха?», но быть при этом готовыми исполнить всё, что он вам скажет. Почему нужно это сделать? Потому что духовные люди обычно очень скромные, кроткие, смиренные, они искренне считают, что ничему не могут вас научить. Но если вы у них что-то спросите, они будут вынуждены вам ответить.
По-настоящему духовные люди, великие старцы, никогда не лезли вперед, они подвизались где-нибудь в пустыне, в лесу, молились Богу за весь мир, считая себя недостойными чему-то учить. Поэтому для того, чтобы получить наставление, надо обязательно задать батюшке вопрос и перед этим помолиться, чтобы он ответил именно то, что полезно для вас, и быть готовыми это исполнить. Но, если у вас есть духовник, а вы по каким-то причинам вынуждены исповедоваться у незнакомого батюшки, или не готовы послушаться того священника, у которого исповедуетесь сейчас, не надо ничего спрашивать.
ИСПОВЕДЬ 25. О ЧЕМ МОЖНО СПРОСИТЬ НА ИСПОВЕДИ?
На исповеди можно спросить, как вам избавиться от того или иного греха и что для этого нужно делать. Можно также просить, чтобы священник дал вам епитимью, если вы совершили тяжелый грех, а он вам ее не дает. Узнать, можно ли вам причащаться после какого-то особого греха, и поступить, как он благословит.
Если священник говорит что-то, что кажется вам неправильным, и, если это не дивный старец, не известный всему миру духовник, можно ему сказать: «Батюшка! Вы, наверное, меня не поняли, я имела в виду то-то и то-то», но, если он настаивает на том, что сказал, даже выслушав вас еще раз, то, наверное, придется это исполнять, раз уж вы доверились ему и выбрали себе в духовники.
ИСПОВЕДЬ 26. КАКИЕ ВОПРОСЫ ЛУЧШЕ РЕШАТЬ В БЕСЕДЕ?
Нужно различать исповедь и беседу со священником. Есть священники, у которых мало духовных чад. Такие батюшки живут в селах, где на службах может быть не очень много народа, в этих случаях можно поговорить о чем-то со священником и на исповеди. Но в городе, особенно во время поста и перед большими праздниками, когда много исповедников, священник не сможет с вами беседовать подробно. Поэтому можно ему сказать: «Батюшка, я бы хотела поговорить с Вами о своей жизни, попросить, чтобы Вы помогли мне определить молитвенное правило, меру поста, посоветовали книги, которые нужно читать…» Или: «Я хотела бы у Вас узнать, как поступить в такой ситуации: у меня есть друзья, которые ведут себя не совсем правильно, стоит ли мне с ними встречаться?» «Мы с мужем собираемся усыновить ребенка», «Я решила выйти замуж, сменить работу, поступить учиться», «Я хочу обсудить, сколько времени можно находиться в Интернете, я чувствую, что это вредно для моей души, но совсем им не пользоваться не могу, так как он нужен по работе»…
Все эти вопросы можно решать на исповеди, но лучше все-таки – в отдельной беседе. Попросить, чтобы священник уделил вам время (если вы верите, что он может вам помочь), и побеседовать с ним на эти темы.
ИСПОВЕДЬ 27. РАССКАЗЫВАТЬ ЛИ ДРУГИМ ЛЮДЯМ О СОВЕТАХ СВЯЩЕННИКА?
То, что говорит вам на исповеди священник, лучше никому не рассказывать. Так советовал своим духовным чадам святой праведный Алексий Мечев. Когда он давал наставления, то не разрешал об этом рассказывать никому, поскольку то, что он говорил одному человеку, могло соблазнить другого, то, что было полезно для одного, для другого могло оказаться вредным.
Если вы, к примеру, придете к врачу, чтобы он прописал вам лекарство, повышающее давление, будете ли вы потом советовать это лекарство всем, у кого не все в порядке с давлением или с чем-то еще? Ваше лекарство другого человека может убить, а не вылечить. Поэтому нужно быть очень осторожными с рекомендациями, которые вы получили от священника, и не делиться ими с другими.
ИСПОВЕДЬ 28. ХОРОШО ЛИ, ЧТОБЫ У МУЖА И ЖЕНЫ БЫЛ ОДИН ДУХОВНИК?
Конечно, это очень хорошо и правильно, поскольку иногда между мужем и женой возникают разногласия, и их духовники дают им разные благословения: в отношении поста, молитвенного правила, частоты причащения, воспитания детей и т. п. Поэтому лучше, чтобы у них был один духовник. Иногда у супругов духовники разные, но находящиеся в духовном общении: например, муж исповедуется у духовника, а жена исповедуется у духовного чада этого духовника или у друга этого священника. Здесь меньше опасности, что разногласия между мужем и женой не будут улажены, хотя она все равно есть. Если же они исповедуются у разных священников, тогда опасность большая, в такой ситуации кому-то, может быть, надо поступиться своими интересами и желаниями и начать исповедоваться у духовника жены или мужа. Я, правда, знаю случаи, когда всё между супругами устраивалось мирно, хотя у них были разные духовники. Все устраивается, если стараешься смиряться.
ИСПОВЕДЬ 29. КОГДА НУЖНО ПРИХОДИТЬ НА ИСПОВЕДЬ?
Я считаю, что исповедь во время Литургии – это очень плохо. Надо постараться найти другое время для исповеди. Во время Литургии нужно благодарить Бога, а не думать о своих грехах. Время Литургии – это время радости, молитвенного общения с Богом, воспоминания спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа и Его славного Воскресения. Время Литургии – это время приготовления себя к принятию дара Святого Духа, а не время покаяния. Хотя мы поем на Литургии «Господи, помилуй» и просим о прощении грехов, но всё же это не основная тема Литургии. Литургия – это радость общения с Богом, и каяться нужно до нее. Если это у вас не получается (у вас дети, семья, вы опоздали), можно кратко поисповедоваться после «Отче наш», но в исключительных случаях. Если священник не совершает исповеди вечером или утром перед службой – это не значит, что нельзя его об этом попросить. «Батюшка, можно мне вечером исповедаться, я не могу утром?» «Можно ли мне поисповедоваться перед службой, а не после «Отче наш?» Ведь, стоя на Литургии и готовясь к исповеди после «Отче наш», вы думаете о своих грехах, а не о том, что совершается на Литургии. Если вы действительно каетесь в грехах, то эти грехи, еще не исповеданные и не прощенные Богом, сидят в вашей душе как заноза и мешают вам радоваться службе, отвлекают от соучастия в ней. Поэтому очень важно найти правильное время для исповеди, хотя, конечно же, во многом это зависит не от вас, а от вашего духовника и правил того храма, куда вы ходите. Но если есть возможность – лучше всё делать правильно.
ИСПОВЕДЬ 30. КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПОСЛЕ ИСПОВЕДИ?
Дорогие друзья, вы должны знать, что, целуя крест и Евангелие, вы не просто прикладываетесь к святыне, а возобновляете свои крещальные обеты, которые вы нарушили, совершив те или иные грехи. Вы даете торжественное обещание Богу не повторять то, в чем каялись на исповеди. После Таинства вы должны обязательно хранить себя от греха, вы должны, целуя крест и Евангелие, обрести в своей душе решимость безжалостно бороться с грехом. Грех пропитал душу, и исторгнуть его можно только с кровью, причиняя боль душе, которая срослась с грехом. Конечно, если вы исписали своими грехами целую тетрадь, вряд ли у вас получится избавиться от всего сразу, но надо выбрать хотя бы один из грехов, хотя бы два каких-то направления борьбы со страстями. Если вы будете так делать на каждой исповеди, то постепенно душа очистится от грехов. Делать это, дорогие братья и сестры, нужно обязательно.
У некоторых иногда возникает вопрос: «Что делать, если повторяешь одни и те же грехи, если не получается исправляться и приходится каяться в одном и том же?» Я думаю, что это наша общая беда. Мы каемся и снова грешим, но снова нужно каяться, и вновь начинать, и опять пытаться, только делать это нужно усердно, мои дорогие!.. Как спортсмен, который, беря высоту, сначала сбивает планку, устанавливает ее и снова сбивает, еще раз прыгает и опять не добивается успеха а потом раз – и перепрыгивает. В моей жизни, во всяком случае, такое происходило довольно часто. Я долго не мог справиться с каким-то грехом, просил Бога, старался, и Господь избавлял меня от этой страсти.
Спрашивают также и о том, что делать, если на исповеди не чувствуешь покаяния в содеянных грехах? Должно быть не чувство (хотя хорошо, если оно есть), а должно быть намерение, волеизъявление исправить грехи. Если на исповеди мы плакали, чувствовали свои грехи, а после опять начали грешить, это плохая исповедь, а если мы ничего не чувствовали, но после их не повторили, это исповедь хорошая. Вообще, неправильно искать каких-то чувств в Таинствах. Наши чувства должны идти вслед за намерением исправиться, и не всегда они приходят сразу, не всегда что-то чувствует наше сердце, искаженное грехом. Бывает, что мы не чувствуем ужаса от содеянного греха, но все равно нужно в нем каяться, если умом мы понимаем его тяжесть. Наши чувства нам не подчиняются, они вышли из-под контроля нашего ума, ведь мы — грешные люди, и нужно жить, к сожалению, в некоем внутреннем безобразии, особенно из-за этого не смущаться, а в этом каяться и пытаться привести свои чувства в порядок с помощью покаяния