Таинство любви

КАК ПОЯВИЛАСЬ ЛИТУРГИЯ?

Заканчивая Свое земное служение, как бы подводя итог всему тому, чему учил, Господь Иисус Христос со Своими учениками отпраздновал Пасху. Он совершил то, что мы называем Тайной Вечерей. Этим Он не только подвел итог всему совершённому до этого момента, но приоткрыл тайну того, что свершилось на Кресте. Тайну того, что совершилось в Его Воскресении. Он заповедал всем поколениям своих учеников участвовать в этой Тайной Вечери, которую мы называем литургией (в переводе на русский язык это слово означает «общее дело») и евхаристией (что в переводе с греческого «благодарение»). Совершая эту Божественную великую службу, которую Церковь называет «таинством таинств», Господь вернул Своим ученикам, Своим детям, как Он называет нас с вами, возможность вновь вкушать от Древа жизни, что было запрещено после грехопадения. Невозможно преувеличить значение этой службы. И невозможно о ней все рассказать. Эта служба таинственная. Эта служба великая. Эта служба соединения с Самим Богом. Первый раз ее совершил Сам Господь. Это была пасхальная трапеза, во время которой еврейский народ вспоминал о своем избавлении от египетского рабства и от неминуемой смерти в плену. Но, совершая эту пасхальную трапезу, Господь добавил к ней то, что и стало для нас литургией. Уже по окончании трапезы Он взял в руки хлеб (здесь есть некая загадка, почему был на пасхальной трапезе хлеб, там были только опресноки, но в Евангелии написано «артос», что в переводе означает «хлеб») разломил его на части, дал Своим ученикам и сказал: «Возьмите, вкусите, это Мое Тело, которое ломается за вас во оставление грехов». Также взял чашу с виноградным вином, разбавленным водой, дал Своим ученикам и сказал: «Пейте из этой чаши все, это Моя кровь, которая изливается за вас во оставление грехов». И сказал еще очень важные слова: «Совершайте это в Мое воспоминание». Без участия в этой Тайной Вечери, без участия в евхаристии невозможно сохранить память о Христе. Невозможно узнать Христа в той полноте, которой хочет нас приобщить Бог. В самом приготовлении хлеба, когда зернышки пшеницы, выросшие на поле, перемалываясь в муку, соединяются вместе, помещаются в горячую печь, поднимаются при добавлении дрожжей; в самом приготовлении вина, когда виноград, истаптываясь ногами, должен перебродить, заложен глубокий смысл. Преломление хлеба, надрезание его крестообразно, вынимание центральной части хлеба из круглой просфоры, прободение хлеба копием — напоминает о страданиях Христа, напоминает о крестной жертве, напоминает о том, что было совершено на Кресте. Тайная Вечеря совершалась первый раз Христом. Сразу после нее, после прощальной беседы с учениками, Христос был взят на страдания. Последнее, что Он заповедал ученикам — совершать Тайную Вечерю в Его воспоминание. Заповедал не только словами, а самим действием — участием в этой тайной трапезе, в этом тайном вкушении Его Тела и Крови. При совершении евхаристии происходит удивительно чудо. Это чудо так объясняет святой праведный Николай Кавасила (причислен Элладской Церковью к лику святых в 1982 году): «…священные Таинства — Тело и Кровь Христовы, составляющие истинную пищу и питье Церкви. Когда она причащается Даров, она не преобразует их в человеческое тело, как происходит с обычной пищей человека, но сама изменяется в них, так как высшая и божественная стихия преодолевает земную». Т.е. когда мы вкушаем обычную пищу — хлеб, вино, — то эта пища становится нашим телом, эта пища образует в нас кровь, как, скажем, вино. Когда же мы вкушаем Причастие, то мы принимаемся Богом, мы становимся Телом Христа. Нас омывает Кровь Христа, мы становимся частью Его Тела. Мы становимся причастны Ему, соединяемся с Ним. При вкушении маленькой частички Тела Христова, мы делаемся малой частью Его Тела, которое есть Церковь. Без участия в этом таинстве невозможно быть полноценным членом Церкви, без участия в этом таинстве невозможно проникнуть в тайну того, зачем пришел на землю Христос, в тайну Его Любви, невозможно получить силу исполнять Его заповеди, невозможно научиться любить друг друга.