У меня СЕГОДНЯ выходной! До вечера. До 17 часов. Я никого не принимаю, никому не звоню. Пойду СЕГОДНЯ гулять, а потом обедать в гости к дочери! С утра я позавтракал, а потом устроил себе духовную трапезу. Читал апостольские и евангельские зачала, которые приходятся на СЕГОДНЯ, прочитал жития святых, память которых празднуется СЕГОДНЯ в Церкви. Трапеза получилась роскошной и разнообразной. Хочу поделиться крохами с этой трапезы и с тобой. Ты-то сегодня работаешь, бедный…
СЕГОДНЯ в храме читали слова ап. Павла, обращенные к жителям Солуни. Он благодарит Бога за то, что возрастает их вера и «умножается любовь каждого друг ко другу» между всеми ними. Занятые множеством дел, мы забываем о том, что главное, чего мы должны достичь, — это умножить нашу веру и любовь друг ко другу. Мне кажется, нам с тобой надо подумать, как этого достичь.
Далее Апостол восхваляет их терпение в скорбях и надежду на праведный суд Божий. Он очень резко и строго обличает гонителей, тех, кто причиняет им скорби, угрожая вечной погибелью и отмщением в пламенеющем огне «не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа». Удивительное несоответствие со стилем современной проповеди! Я не знаю, хорошо это или плохо. Просто отмечаю, как факт.
СЕГОДНЯ евангельское чтение напоминает нам слова Христа, Который обличая нас, говорит: «когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных». Мало кто буквально исполняет эти слова Христа. Но многие, конечно, делают что-то подобное, заботясь о тех, кто не может им ничем воздать. Сейчас пиры редко кто устраивает. Пир — это не только просто накормить. Это усадить, обслужить, оказать уважение, порадовать чем-то особенно вкусным, рассказать что-то интересное. Здесь нам с тобой тоже есть о чем подумать. Может быть, попробуем устроить такой пир?
В толковании на слова о воздаянии свят. Феофан Затворник пишет, что ожидание его «ближе и внятнее сердцу, чем что-либо другое, слишком идеальное, как, например, делать добро ради добра. Этого последнего нигде в Писании не найдете. Высшее здесь побуждение: делай все ради Господа и не бойся потерь».
Есть такие неверующие альтруисты, которые говорят, что делать добро не ради Бога, Который тебе воздаст за него, а без всякой надежды на это — выше и благороднее. Но с этим порывом, как я заметил, долго не проживешь. Это «благородное» настроение быстро сменяется осуждением тех, кто не делает так, как ты; превозношением над ними; ожесточением сердца и желанием делать добро назло тем, кто делает по-другому.
СЕГОДНЯ — день памяти многих замечательных святых.
Вмч.МИНА — ему мне советовали молиться, если не можешь найти потерявшуюся вещь. Если искать с верой — помогает!
Когда мучители сдирали с него кожу, он восславил Господа за то, что, причащаясь Страстей Христовых, наконец, стал избавлен от кожаных одежд, в которые из-за греха Адама, облечена наша человеческая природа.
Иером. Макарий Симонопетрский, составитель Житий святых, изданных Сретенским монастырем, рассказывает о замечательном чуде, бывшем в 1942 году во время сражений союзников с фашистами в северной Африке. Около места Эль-Аламейн (так арабы называют св. Мину), где находились руины старинной церкви, посвященной святому и, согласно некоторым источникам, его могила, многотысячной армии немцев под командованием Роммеля противостоял совсем немногочисленный отряд союзников. Исход сражения, казалось, был предрешен. Но в союзных войсках оказалось несколько греков, которые помолились мч. Мине, и ночью он появился в немецком лагере во главе каравана верблюдов, точно так, как он был представлен в церкви на одной из фресок. Его появление посеяло панику среди немцев, и союзники одержали блестящую победу. В благодарность они восстановили церковь святого и основали в тех местах небольшой монастырь.
Преп.ФЕОДОР Студит, исповедник.
Описывая его подвиги, иером. Макарий говорит, что «несмотря на хрупкое телосложение и утонченное образование, преподобный брал на себя самые тяжелые работы, чтобы помочь братии». Многое он делал тайно и жил не для себя, а для Бога и братии. До самой смерти он «не проводил ни одного дня, не пролив во время молитвы сладких слез сокрушения». Общежитие монахов было жизнью в одном теле. Порядок и красота богослужения были такими, что монахи пребывали в церкви словно Ангелы, воспевая Бога в согласии и благозвучии. Преподобный во время службы не переставал исповедовать и принимать откровение помыслов. Написанные им каноны составили большую часть Постной Триоди.
Особенностью его подвига является то, что он мужественно отстаивал независимость Церкви перед лицом временной земной власти. Безбоязненно обличая императоров за нарушение канонов и за ересь, он подвергался изгнанию и преследованиям.
Однажды его заключили в комнате на самом верху башни и разрушили ведущую туда лестницу, чтобы он не мог передавать свои обличающие послания. Святой страдал от холода и сырости, получая один кусок хлеба на два дня. Это не угасило его ревности, и он говорил, что готов воспользоваться своей кожей, как пергаментом, и своей кровью, как чернилами, чтобы продолжить переписку.
Он отошел ко Господу в 67 лет, когда по его благословению монахи начали отпевание над ним, еще живым, и дошли до слов «во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси» (Пс.118;93).
Свят. МАРТИНА Милостивого. СЕГОДНЯ его память празднуется в некоторых православных поместных Церквях. Ему было 18 лет, когда в зимнюю стужу он разорвал свой воинский плащ и отдал половину нищему, замерзающему от холода. Ночью ему явился Господь, одетый частью его плаща, и сказал окружавшим Его ангелам: » Этим плащом одел меня Мартин, хотя он сам еще оглашенный». После этого св. Мартин принял крещение. В его житии есть много замечательных умилительных рассказов о его милосердии, мужестве и смирении.
Хорошо бы нам с тобой, мой дорогой, не только в выходные, но и в рабочие дни питать душу словами Божественного Писания, рассказами из жизни святых. Было бы больше пользы! А то ты совсем запутаешься в этих сетях и новостных лентах!..