Мы знаем, что при совершении евхаристии на предложенный нами хлеб сходит Святой Дух. Схождением Святого Духа на престоле при произнесении тайносовершительных слов, при молитве всей Церкви, этот хлеб прелагается, пресуществляется в Тело Христово, становится Телом Христовым, по вкусу и по виду оставаясь хлебом. На вкус, когда я причащаюсь Святых Тайн, я чувствую, что это хлеб и вино. Но душа моя преображается, когда причащается. Я прекрасно помню, как менялась моя жена после причастия Святых Таин. Я видел изменения в ней, потому что она была мне самым близким человеком. В других людях мне это менее заметно, но в ней я видел, как менялся стиль ее поведения, как менялась интонация голоса, как менялось выражение ее глаз. После причастия человек преображается, он делается иным.
Но причастие Тела и Крови Христовых может быть человеку и в осуждение. Есть замечательный рассказ из одного жития, про причастие в осуждение. Один подвижник видел, что когда некоторые братья подходили к Чаше, Ангел брал со лжицы причастие и уносил в алтарь. А какое-то темное существо влагало в уста братьев горящие уголья. Это бывало тогда, когда человек причащался недостойно. Нельзя магически соединиться с Богом. Только в детских сказках есть такие вещества, такие слова и действия, которые меняют человека без его усилий. Можно их применять, как мертвую или живую воду, можно их произносить и совершать, не понимая их смысла. Но если причащаться без рассуждения, не понимая, Чему ты причащаешься, невозможно воспринять причастие в его полноте. Даже можно причаститься в осуждение. Мы причащаем детей по вере их родителей и крестных, причащаем верующего человека, если он из-за тяжелой болезни находится в бессознательном состоянии, но нельзя причащать человека, если он не верит в чудо пресуществления или не знает об этом Таинстве. Когда я служил священником на сельском приходе, мне приходилось причащать пожилых людей, которые из-за старости уже не могли понять вполне Тайну Причастия, но я им по совету иеромонаха Павла (Троицкого) объяснял смысл Таинства, они повторяли за мной молитву перед причастием. Причащал я их, как причащают детей, которые, конечно не все могут понять. Но все-таки вера необходима, когда мы причащаемся Святых Таин. Без этой веры причащаться нельзя. Замечательный подвижник, архимандрит Таврион (Батозский) говорил, что, когда совершается литургия, совершаются два чуда. Одно чудо — это то, что хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа, а второе чудо — это то, что мы в это верим, это тоже чудо. Вера — это тоже чудо.