Дорогой мой! Этот замечательный рассказ я получил по электронной почте. Нам с тобой тоже придется умирать. Может быть не от рака, но все же полезно знать, как нужно благодушно принимать мучительную болезнь и что помогает подготовиться к исходу из этой жизни:
«Владыка, мне очень хочется поделиться с Вами историей о жизни и кончине нашего однокурсника и очень хорошего друга.
Наш Леша в 16-летнем возрасте уже перенес саркому, ему удалили часть ноги. Он полностью реабилитировался. Мы это не знали, когда поступили на первый курс ПСТБИ. Он ходил на костылях, участвовал на уровне со всеми другими во всех перемещениях по городу (раньше у нас не было же одного здания) и вечером после всех занятий частенько уговаривал нас не ехать на троллейбусе из Традиционной гимназии, а идти по мосту через Яузу. Нам было лень, а ему было больно от натертого протеза, но мы этого ничего не знали, потому что единственный, кто в нашей группе был радостным всегда — Лешка. Потом мы закончили Университет и встречались уже не так часто, как в студенческие годы.
Леша, наверное, единственный из нашей группы пошел работать по специальности. Он преподавал историю в интернате, где его очень любили.
2 года назад Алексею поставили диагноз: «злокачественная мезатолиома плевры». Ровно 2 года он боролся с болезнью вместе со своей супругой, не покидавшей его ни на секунду. Химии, капельницы…. 2 месяца назад Леше предложили в хосписе подобрать схему обезболивания. После 1 месяца поведенного в хосписе Леша вместе с Тоней (супругой) возвращается домой и в тот же вечер падает.
Перелом. Возвращение в хоспис. Последний месяц мы, его друзья уже ни на день не оставляли Лешу с Тоней одних. Мы приходили каждый день, кто утром, кто вечером, иногда дежурили целый день, чтобы отпустить Тоню на работу.
Для нас этот месяц был каким-то удивительным.
Леша слабел каждый день. Сначала не мог дышать сам, только кислородом. Позже перестал есть нормальную пищу, потом поставили катетеры… Леша на протяжении всей болезни с достоинством принимал все, что ему посылает Господь. Превозмогая болезнь, он продолжал поддерживать Тоню, говорил, что «оттуда я тебе еще больше буду помогать». В самые тяжелые моменты, когда ему было больно даже говорить, он шептал:
«Ребят, ну я же никогда не плакал». Вот сколько было в нем силы.
Он не роптал.
Он готовился к Жизни Вечной. И вот, во вторник утром, он причастился. Потом к нему пришел Степан (его самый близкий друг), Тоня попросила его почитать «Канон, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет», и на словах (не могу передать точно) там говорилось о том, что наступило время, что все оставили, и друзья и близкие. Степа в этот момент посмотрел на Лешу и подумал, ну это не про нас, мы-то здесь, с Лешкой. В этот момент Леша последний раз вздохнул и ушел….
Степа сразу написал мне, что Леша ушел, я прибежала быстро, и мы, его жена Тоня, Вова и Степа, медсестра Оля, собрались около его еще теплого тела.
На лице у него была улыбка.
Лешка всегда улыбался и уходил к Господу с улыбкой.
Владыка, в этот момент, когда мы были рядом я вспомнила вашу статью (из августовского номера Фомы), где Вы пишите о блаженной кончине матушки и мамы о.Владимира. Я, когда прочитала статью, задумалась, а что это такое блаженная кончина, умом понять никак не могла. И вот, находясь в этот момент рядом с Лешкой, я увидела, что такое блаженная кончина.
На отпевании собрались почти все наши сокурсники, учителя, Лешины ученики, сотрудники хосписа. Леша был таким человеком, который своей Любовью объединил всех.
Это была блаженная кончина светлого человека, для меня лично это первый опыт такого ухода человека, когда не хочется выть от боли о потере близкого человека. Радостно за него, потому что закончились его земные страдания и теперь он перед Господом».
Один рассказ
- Вино из винограда
- Борьба со злом внутри и во вне