— Главное, что находится внутри алтаря — это престол, богато украшенный четырехугольный стол в центре. Престол, прежде всего, являет собой Крест, на котором был распят Господь. Но кроме того он являет собой и тот Престол, на котором восседает Сам Бог — место, где Бог пребывает. Оно невидимо для нас, но в церкви обозначается престолом.
На престоле находятся главные святыни. Хранятся Святые Дары для причащения тяжелобольных. Хранится антиминс — благословение епископа на совершение литургии в данном храме священниками. В нем лежат святые мощи, если это русский храм (в греческие антиминсы мощи не вкладываются, там они лежат только в основании престола). На престоле лежит Евангелие, которое читается за богослужением — словесная икона Сына Божия. Оно хранится в богато украшенном переплете — золотом, серебряном или резном деревянном, но всегда очень красиво украшенном, с крупным текстом. Это Евангелие являет во время свершения литургии самого Христа.
Почему престол не виден из храма? Престол виден в открытые Царские врата. Но вот почему Царские врата не всегда открыты? Это вопрос, который очень мучает наших современников в разных странах, а в некоторых конфессиях, престол даже выносится на середину храма, так, чтобы все было видно. Но, мне кажется, что для людей, которые не подготовлены к совершению литургии, очень важно, чтобы между ними и теми тайнами, которые совершаются в алтаре, была некая преграда. Сейчас из храма не просят выйти тех, кто не причащается, как было раньше и для того, чтобы скрыть эту величайшую Тайну от тех, кто не готов ее воспринять и существует преграда.
Причем эта преграда — не глухая стена. На этой преграде, которая называется иконостасом, изображается Господь, присутствующий в храме, Матерь Божья, которая покрывает нас своим омофором. Изображаются святые и ангелы, которые молятся вместе с нами. Изображаются праздники, которые вспоминаются каждый раз, когда совершается Божественная литургия. Это не глухая преграда — это образ того, что происходит в алтаре для тех, кто пока не может этого понять. Священнодействие, которое совершается в алтаре — не театральное действие, которое повторяет то, что совершилось когда-то.
О том, что происходит в алтаре во время литургии можно прочитать, это не совершенная тайна. Раньше, когда на литургию допускались только те, кто участвовал в ней, причащался Святых Тайн, алтарь обозначался лишь невысокой и не сплошной перегородкой.