Новозаветные заповеди отличаются от 10 ветхозаветных своей формой. Если в Ветхом Завете заповеди — это требование, почти приказ — «не убий!», » не укради!», «помни!», то в Новом Завете Бог призывает нас, но не требует. Он не говорит: «будьте нищи духом!», «плачьте!», «будьте милостивы!». Он говорит о счастье тех, кто исполняет Его слова. Есть в Евангелии место, где он говорит о горе тех, кто не слушает Его: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры… » (Мф 23, 13).
Чтобы выполнить приказ, нужно усилие воли. За неисполнение приказа может грозить наказание. А как отозваться на призыв? Не страх, а любовь ко Христу может помочь. Как научиться этой любви? Не любви к ближнему, которого ты видишь; о нуждах, которого ты знаешь; а любви к Богу. Заповедь о любви к Богу больше, чем заповедь о любви к ближнему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф 27, 37-38). Как полюбить Того, Кого ты не видишь? Того, Кто не нуждается ни в чем? Это не любовь-жалость, не любовь-сострадание; а любовь-преклонение, любовь-восхищение. Что бы любить, надо знать Того, Кого ты любишь. Как можно говорить о любви к Богу тем, кому неведом Христос? Бог словами одного великого русского святого обращается к тем, кто не хочет знать Его:
«Почему ты, человек, Меня оставил?
Почему … пристал к врагу Моему?
Вспомни, что ради тебя Я с неба сошел.
Вспомни, что ради тебя Я бесчестие, раны, страдания принял.
Вспомни, что ради тебя Я позорною смертью умер.
С неба Я сошел, чтобы тебя на небо возвести.
Смирился, чтобы тебя вознести.
Обнищал, чтобы тебя обогатить.
Бесчестие принял, чтобы тебя прославить.
Был уязвлен, чтобы тебя исцелить.
Умер, чтобы тебя оживить.
Ты согрешил, а Я грех твой на Себя взял.
Ты виноват, а Я казнь принял.
Ты должник, а Я долг заплатил.
Ты на смерть осужден, а Я за тебя умер.
Этой ли ты Моею любовью пренебрегаешь?
Вместо любви ненависть воздаешь.
Вместо Меня грех любишь.
Почему не хочешь ко Мне прийти?
Добра ли себе хочешь? Всякое добро у Меня.
Блаженства ли хочешь? Всякое блаженство у Меня.
Красоты ли хочешь? Что красивее, более Меня?
Славы ли хочешь? Кто прославленнее более Меня?
Богатства ли хочешь? У Меня всякое богатство.
Премудрости ли хочешь? Я Премудрость Божия.
Помощи ли ищешь? Кто поможет, кроме Меня?
Врача ли ищешь? Кто исцелит, кроме Меня?
Веселия ли ищешь? Кто увеселит, кроме Меня?
Утешения ли в печали ищешь? Кто утешит, кроме Меня?
Покоя ли ищешь? У Меня обретешь покой душе твоей.
Мира ли ищешь? Я есмь мир душевный.
Жизни ли ищешь? У Меня источник жизни (см. Пс. 35:10).
Света ли ищешь? «Я— Свет миру» (Ин. 8:12).
Истины ли ищешь? «Я — Истина» (Ин. 14:6).
Итак, почему не хочешь прийти ко Мне?
Просить ли опасаешься? Кому Я просящему с верою отказал?
Грехи ли не допускают тебя? Я за грешников умер.
Смущает ли тебя множество грехов? Более у Меня милосердия.
«Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28)».
Святитель Димитрий Ростовский. Откровение Господа. Христос грешную душу к себе призывает (текст приводится с сокращениями)