Перед началом Великого Поста, в Прощеное воскресение Епископ Пантелеимон дал несколько духовных советов вступающим в пост: «Если мы, помогая кому-то в больнице или на улице, не обращаем внимание на человека, который находится рядом, мы лицемерим и пытаемся из гордости совершать великие дела, забывая о малом, но необходимом».
Мне недавно, дорогие братья и сестры, подарили очень хорошую книгу, которую я всем вам рекомендую прочитать во время Великого поста. Может быть, кто-то из вас ее уже читал. Это 6 том поучений старца Паисия: «Поучение о молитве». В этой книге есть замечательный рассказ о том, что такое молитва, что ей мешает и что нужно сделать, чтобы сердце согревалось молитвой. Чтобы сердце вышло из того состояния окаменения, в котором оно часто у нас находится.
Старец Паисий рассказывает, когда он жил в монастыре он помогал в трапезной. А в этом монастыре был один старый монах, который часто просил принести ему еду в келью, так как сам ходить в трапезную не мог. Когда старец Пасисий стал это делать, один брат который давно там жил стал ему говорить, что так делать нельзя, потому что он разбалует этого старого монаха. Раньше тот старый монах все время его просил то одно то другое и не давал помолиться в келье — все время стучал ему в стенку и говорил: «окажи любовь — принеси мне поесть, окажи любовь — накрой меня одеялом, окажи любовь — помоги повернуться, окажи любовь — принеси мне кирпич». Горячие кирпичи у них использовались вместо грелок в холодное время. Молодой монах пожаловался Паисию, что совсем в итоге не мог исполнять свое молитвенное правило, потому что старик его все время отвлекал. А старец Паисий на это говорит, что безумные слова говорил ему тот монах. Ведь в молитве он просил у Бога милости, обращался к нему, просил, а сам, когда Господь обращался к нему через немощного старика, он отказывал Богу и не хотел отзываться на Его призыв.
И еще один замечательный случай рассказывает старец Паисий, о том когда молитва начинает действовать. Когда Паисий был на Синае. Несколько лет не было дождя. И монахи много молились о ниспослании дождя, но его все не было. Однажды они работали в саду и бедуины помогали обрезать ветви у олив. Когда они закончили свою работу, монахи взяли себе для растопки толстые ветки, а тонки оставили. Бедуины стали просить эти тонкие ветки себе для того, чтобы разогревать еду. Но монахи им отказали. А на следующий день будущий старец Паисий, тогда наверно еще молодой монах, пожалел бедуинов и отдал им эти тонкие ветки. Тогда один из бедуинов сказал ему, что вечером будет дождь. И не успел Паисий войти в монастырь, как пошел обильный дождь. Старец Паисий пишет, что тогда Бог слышит на ши молитвы, когда мы слышим просьбы наших близких, когда мы им не отказываем в помощи.
Среди нас есть много людей, которые даже не слыша просьб о помощи идут туда, где эта помощь нужна — в детские дома, в интернаты, в больницы. Это, конечно, очень хорошо. Но нужно слышать просьбы и того человека, который находится рядом с тобой. От нас не требуется ходить по городу и искать людей, которым надо помогать. Есть люди, которые чувствуют к этому особое призвание и это хорошо. Но, конечно же, это дело далеко не для всех и от этого не зависит наше спасение. Но если мы не обращаем внимание на человека, который находится рядом, помогая кому-то в больнице или на улице, мы забываем, что наши близкие тоже нуждаются в нашей помощи. Нуждаются в утешении, нуждаются в добром слове, нуждаются в улыбке, нуждаются в ободрении, нуждаются в ответе на их вопросы, нуждаются в поддержке. Тогда мы лицемерим и пытаемся из гордости совершать какие-то великие дела, но забываем о самом малом, о том что необходимо.
Мы с вами живем одной общиной, живем одной семьей и мы с вами должны быть ближе друг к другу, чем наши родственники по плоти, которые не ходят в храм. Но к сожалению, нельзя сказать, чтобы эта любовь была между всеми нами. Есть у нас и ссоры, и осуждение, и недовольство друг другом. Мы не умеем друг друга любить. За это, прежде всего, нам нужно просить друг у друга прощения. Потому что ближе тех людей, которые сейчас собраны в храме, у нас никого нет. Конечно, у кого-то есть муж или жена, есть венчаный брак и малая церковь. Конечно, у многих есть дети. Но все-таки те люди, которые ходят с нами в храм, в одну общину, которые причащаются с нами из одной Чаши, которые молятся рядом с нами годами и видят дивные дела Божии, получают от Бога помощь, провожают родственников умерших, присутствуют на крещальных литургиях — эти люди для нас очень близкие. Мы должны думать о том, как им помочь, как их порадовать.
В 21 веке жизнь, конечно, не простая. Не простая жизнь в этом городе. И неизвестно что нас ждет дальше. Нас постигнут и скорби и трудности и если мы не будем друг друга любить, не будем друг о друге помнить, не будем друг друга радовать. Грош цена тогда всей нашей вере и грош цена всему нашему милосердию. Потому что если в душе осуждение, ирония и насмешка над другими. Если в душе нет теплоты, сострадания, сочувствия, нет радости от того, что вы вместе — тогда в ней нет любви. Любовь — это радость. Путь к этой радости трудный. Не всегда человек, который рядом, нас радует. Но нужно учиться этой радости, нужно молиться о ней. Увидеть в нем тот Образ Божий, который есть в каждом человеке.
http://www.miloserdie.ru/articles/eppanteleimon-bog-slyshit-molitvy-teh-kto-pomogaet-svoim-blizkim
Екатерина СТЕПАНОВА