Как попросить Бога по помощи? http://овере.рф/help
В моей жизни был один эпизод, о котором я не хотел бы подробно рассказывать. В общем, я попал в беду, и беда была серьезная. Я сам был в этом виноват. И вот, мне надо было быстро бежать, чтобы меня не догнали. Я бежал и просил сам не знаю Кого, чтобы Он мне помог.
Он помог и я убежал. Я убежал, и вся эта история не имела потом в моей жизни никаких последствий, что кончено было чудом, потому что это могло кончиться для меня очень печально, и след остался бы на всю жизнь потом.
Но прошло немного времени и это мое первое обращение к Богу забылось. Я опять перестал в Него верить, перестал Его о чем-либо просить. Уже позже, когда вера коснулась моего сердца, я стал просить Его уже регулярно. И, должен честно сказать, что не всегда был услышан.
Помню, как на кухне коммунальной я встал на колени, лбом уперся о кухонный столик, и не просил, а требовал от Него, чтобы Он наконец-то открылся мне и явил Себя. Ответом было полное молчание…
Бог отвечает не так, как мы ожидаем. Бог – это не просто тянуть какой-то жребий с записанными бумажками «да» или «нет». Он не скажет ни «да», ни «нет», а скажет по-другому. Бог может ответить так, чтобы вывести нас из условий, в которые нас поставила та или иная проблема, и нам не нужно будет отвечать на наши вопросы.
Бог действует в каждой человеческой душе, и каждая душа, как бы она ни была закрыта грехом, для Него открыта. Он иногда отвечает тем, что просто снимает наши вопросы. Иногда приходит мысль, я думаю, что от Него, конечно. И эта мысль вдруг поясняет то, что мы хотели бы очень понять. И оказывается, что надо задать вопрос по-другому. Оказывается, что и вопроса нет. В моей жизни так часто бывало, что получив ответ на какой-то вопрос, я потом снова задавал следующий вопрос. Мое понимание мира, себя, Бога выходило на какой-то новый уровень, — и Бог снова отвечал.
Но нужно помнить, конечно, что отношения с Богом не могут быть похожи на отношения с продавщицей в магазине: я молился, я спросил – мне ответили, я попросил, заплатил, сделал что-то: сделал поклон, прочитал три акафиста, поставил свечку, перестал курить, и Бог обязательно должен ответить на мой вопрос. Нет. Бог — Он не ровня нам. Мы не можем с ним строить отношения панибратски, мы не можем похлопать Его по плечу, не можем между делом потребовать ответа на какие-то свои вопрошания. Он Бог. Он – ДРУГОЙ. Не такой как мы.
Само слово «святой», которое мы прилагаем к Богу, означает «иной». Он совсем иной, чем все то, что есть в этом мире. Он иной, чем мы. Иной, чем солнце. Иной, чем наше понимание красоты, наше понимание любви и справедливости. И для того, чтобы понять его, услышать его, нам самим надо стать хотя бы немного иными — святыми, хотя бы чуть-чуть. И когда человек старается стать иным, другим, в чем-то подобным Богу, тогда у него получается с Богом беседовать. Тогда он начинает в тишине и в молчании слышать Его ответы, которые приходят иногда через слова других людей, приходят как неожиданное разрешение какой-то трудной ситуации или как ответ через какую-то книгу, или иным образом. Но вот жить в этом постоянном общении с Богом, конечно, нужно, важно и необходимо. И нельзя его о чем-то попросить, а потом о нем забыть. Можно жить с ним и тогда он сам будет давать тебе все то, что тебе нужно, и даже без твоих вопросов. Он сам знает твою нужду. Это не значит, что мы ни о чем не должны просить: кончено, мы можем попросить его, и должны выражать перед ним свои чувства, свои желания открывать, ожидая от него, что он сделает все, что полезно для нас, как он это понимает, а не так как мы. В этом случае можно надеяться на ответ.
Конечно, для того чтобы попросить Его о чем-то, нужно с Ним хотя бы немного познакомиться. Нужно узнать о том, как в Него веровали святые люди, которые жили прежде нас. Что они знали о нем? Он открывал себя особым людям, людям святым. Эти откровения записаны в Библии, об этих откровениях говорят жития святых. О том, как Он пришел на Землю и стал явным для всех, нам говорит Евангелие. И поэтому очень важно узнавать об этом из этих священных текстов: из Библии, Евангелия, из творений и житий святых. Очень важно узнавать об этом и постараться приложить это к своей жизни, постараться понять, как мне нужно жить, чтобы мне тоже стало явно то, что видели, ощущали они, что было им открыто. Как мне жить, чтобы тайна веры открылась мне, чтобы я к этой тайне приобщился?
Очень важно, конечно же, всегда помнить о том, что всякое дело нуждается в усилии, чтобы научиться. Ну, нельзя, скажем, сесть за рояль и сыграть какую-нибудь там симфонию Баха, какие-нибудь этюды Шопена, вряд ли получится. Чтобы научится играть на фортепиано, надо потратить долгие годы. Чтобы научится иностранному языку, нужно жить среди людей, которые этим языком владеют. Мы, живя среди людей, далеких от Бога, не владеем языком общения с Богом – этим языком владеют святые. И поэтому очень важно учить тексты, записанные святыми. Если мы учим английский язык, мы учим наизусть топики, читаем тексты на английском, слушаем, как говорят англичане, стараемся подражать их интонации. И эти тексты как бы входят в нас, и мы начинаем говорить по-английски.
Также и тексты молитв, которые нужно, конечно, обязательно читать, для того, чтобы научится языку, на котором нужно говорить с Богом. У этого языка есть свои правила. Они не подобны правилам грамматики, но они есть. Эти правила достаточно простые, все эти правила содержатся в одной молитве «Отче наш». Когда Христа – Бога, пришедшего на Землю, спросили: «Как нужно молиться?», — он сказал «Молись так» и прочитал молитву «Отче наш». Сама эта молитва есть учебник разговорного языка, с Богом, есть учебник молитвенного обращения к Богу. Сама последовательность прошений, семи прошений этой молитвы, объясняет, о чем нужно просить в начале, а потом в конце. Она учит, от кого мы должны обращаться к Богу: не от себя, а от всех людей, которые живут на Земле. Это очень важная и самая главная молитва, читать которую нужно каждый день.
Есть и другие молитвы, которые составлены святыми. Составители молитв, святые люди, не просто сидели, думали и записывали всё то, что им приходило в голову, выдумывали какие-то слова. Через них говорит Сам Бог. Когда человек молится, то Сам Бог помогает ему в молитве, и он молится в Духе Святом. Вот эти замечательные, удивительные слова, лучше глубже и мудрее самых прекрасных стихов. Эти слова преисполнены удивительной силы. Эти слова, в которых сокрыта глубочайшая мудрость, конечно, их нужно обязательно повторять, заучивать наизусть, читать их каждый день, чтобы они вошли в плоть вашей души. Это поможет нам научиться правильному общению с Богом, поможет нам освоить этот правильный язык, на котором можно с Богом говорить.
Молитва — это дыхание души, молитва – это жизнь будущего века. И если мы хотим войти в радость вечной жизни после смерти, мы должны уже здесь приобщиться к этой радости, ее полюбить. Для современного человека это не так просто. Но, если трудится, если стараться молиться всегда, если читать утром и вечером молитвенные правила, если ходить в храм по воскресеньям, тогда душа приобщится к этой радости. Той радости, ради которой многие мудрые святые люди оставляли мир, уходили в пещеры, чтобы ничто не мешало им молиться Богу. Приобщиться к этой радости можно и нужно. И конечно, это получится и у вас, если вы попробуете.
Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон